К сожалению, странствующие фехтовальщики не были эпическими героями, и их искусство не воспевалось трубадурами. Поэтому описаний их работы крайне мало. Только несколько мимолетных косвенных упоминаний представляют определенный интерес, давая лишь очень прозрачное представление о стиле: метание песка в лицо перед проведением того или иного приема, подножки, захваты за одежду и конечности для проведения бросков, прижимание поверженного противника ногой к земле и нанесение ему нескольких концентрированных ударов оружием. Лишь с XIV века кампионы обрели уважение в глазах светской власти. И, вероятно, именно они сыграли не последнюю роль в обучении приемам боя солдат городских ополчений. В 1350 году мастера фехтования перечислены в немецких городах под именем гладиаторов. В 1380 году их стали называть поединщиками (Fechter), откуда, кстати, и произошло слово фехтование (Fechten).
К этому времени фехтовальщики создали свои союзы по типу ремесленных цехов. Помимо крупных показательных выступлений, у этих союзов появилась еще одна статья дохода - обучение фехтованию представителей среднего класса. Этим занимались специально подготовленные инструкторы - "dimicatores". Тренировки проводились на боевом оружии и были чрезвычайно травматичны. Техника безопасности оставалась крайне низкой. Но популрность фехтования среди молодежи была так высока, что, например, в 1387 году студентам Гейдельбергского универстета запретили посещение фехтовальных школ, чтобы не отвлекаться от занятий. Насколько недейственным оказался этот запрет, говорит тот факт, что вердикт приходилось возобновлять каждые два года.
Оседлые союзы в это время окончательно сформировали свою цеховую организацию со своими сословными правилами, мастерами и подмастерьями, традициями, ритуалами. Одним из высших статусов в таких союзах было звание ширммейстера - учителя защиты, или, как их стали называть чуть позже, фехтмейстера - учителя фехтования. Бойцы, которые продолжали странствовать, отказавшись от оседлой жизни, назывались свободными поединщиками (Fechter).
Наиболее крупным из первых союзов стало основанное в Нюрнберге "Общее братство Святой и Пречистой Девы Марии и Святого и могущественного князя небесного Святого Марка", или, сокращенно, "Марковы братья". 10 августа 1487 года Фридрих II даровал им первую грамоту о привилегиях, согласно которой, в частности, "Марковы братья" получили право именоваться "мастерами меча". Вскоре "Марковы братья" переехали во Франкфурт-на-Майне, ставший на время центром фехтовального искусства Европы. Постепенно этот союз занял монопольное положение. Желающие преподавать фехтование должны были приехать на осеннюю ярмарку и сразиться с капитаном и четырьмя мастерами "Марковых братьев". Тот, кто выдерживал испытание, за 2 гульдена получал два символических удара мечом по чреслам, после чего ему передавали "секреты", рифмованные памятные сентенции, "записки" и тайную подпись, по которой члены союза узнавали друг друга во всем мире. Наиболее популярным оружием были в то время шесты, дубины, кинжалы, алебарды, пики но прежде всего двуручные и полуторные мечи, и введенные чешскими фехтовальщиками дюсаки - первоначально, возможно, деревянные, затем стальные изогнутые, широкие полосы с продолговатым отверстием для руки у основания. Интересным специфическим оружием "Марковых братьев" был корделач - большая, часто двуручная сабля. Также изучались приемы борьбы и самообороны без оружия против противника, вооруженного кинжалом.
Около 1570 года от "Марковых братьев" отделился ряд мастеров, которые основали свой союз "Фехтовальщики пера" (в их гербе было изображено гусиное перо). Штаб-квартиру они расположили в Праге и вскоре получили от императора Рудольфа II свою долю привилений.